top of page

Преображение Господне


Преображение Господне. Икона. Россия. XV в. Кирилло-Белозерский музей-заповедник

«И вот благовестие, которое мы слышали от Него и возвещаем вам: Бог есть Свет, и нет в Нем никакой тьмы» (1 Иоан. 1:5). Преображение Господне – один из двунадесятых праздников. События описаны в трех Евангелиях от Матфея (17:1-8), от Марка (9:1-8) и от Луки (9:28-36). Господь берет с собой Петра, Иоанна и Иакова и поднимается на гору Фавор помолиться, и преображается перед ними. «и преобразился пред ними: и просияло лице Его, как солнце, одежды же Его сделались белыми, как свет.» (Матф. 17:2) Явились также Моисей и Илия, и беседовали с Господом. «явившись во славе, они говорили об исходе Его, который Ему надлежало совершить в Иерусалиме.» (Лк. 9:31) Ученики были потрясены: «При сем Петр сказал Иисусу: Равви! хорошо нам здесь быть; сделаем три кущи: Тебе одну, Моисею одну, и одну Илии. Ибо не знал, что сказать; потому что они были в страхе.» (Мк. 9:5-6). После этих слов явилось облако, из которого раздался голос Бога Отца: «Сей есть Сын Мой Возлюбленный, в Котором Мое благоволение; Его слушайте.» (Матф. 17:5). Ученики «пали на лица свои» (Матф. 17:6) и очень испугались. Но, подняв глаза увидели, что уже никого рядом нет, кроме Христа. Спускаясь с горы, Спаситель повелел им не рассказывать никому об увиденном, пока Господь не воскреснет из мертвых. В событиях Преображения Господня заключается три важных момента. Во-первых, Господь явил Свою Божественную славу, во-вторых, показал возможность обожения и прославления каждого человека, и в-третьих – указал на Свое Второе пришествие во Славе. Если первое видно из самого Евангелия, то на втором и третьем моменте остановимся подробнее. Второе утверждение хорошо описывает святитель Иоанн Шанхайский: «На Фаворе Христос показал красоту и славу Своего Божества, чтобы знали апостолы, а через них вся вселенная, подобием Кого является человек и к чему приближается он, возвышаясь духовно.(…) При наступлении вечного Царства, воскреснут все люди, души соединятся с своими телами, и тогда «праведники воссияют яко солнце в Царствии Отца их» сказал Сам Христос Своими устами (Матф. 13, 43).» (свт. Иоанн Шанхайский «Слова и проповеди») Подтверждение третьего утверждения также находим в Евангелии. Событиям Преображения предшествуют слова Спасителя: «И сказал им: истинно говорю вам: есть некоторые из стоящих здесь, которые не вкусят смерти, как уже увидят Царствие Божие, пришедшее в силе.» (Мк. 9:1). Именно в Силе и Славе придет Господь судить мир во Втором Своем Пришествии. В XIV веке в ходе богословских споров был сформулирован догмат о Фаворском свете. О том, что это не свет солнца или луны или же еще каких-либо природных источников, и тем более не символ, а нетварный Свет Божественных энергий. Этим светом просиял Спаситель на горе Фавор, этот свет исходил от главы Моисея еще в Ветхом Завете (Исх 34:29-35) , этим светом просияло лицо Серафима Саровского при беседе с Мотовиловым. Фаворский свет как проявление божественной энергии в жизни человека является следствием приближения его к Богу. Очень важно понимать, что мы имеем возможность соработничества — синергии с Богом, самого обожения, которое, в конечном счете, является целью нашей жизни. Вся иконопись, а не только представленная сегодня икона, являет нам все эти утверждения. Учение о Божественных энергиях сливается с учением об иконах. На иконе, как правило, посредством особого иконописного языка, изображается мир преображенный. Такой, каким он будет после Второго Пришествия Христова. Мир, осиянный нетварным светом. Иконописец может перевести на язык форм, красок и линий результат Божественного действия в человеке, показать его, сделать явным, насколько это возможно человеческими средствами. Икона Преображения Господня из Кирилло-Белозерского музея являет нам во всей полноте эти Евангельские события. В центре, в белоснежных одеждах, на фоне сияния – мандорлы – мы видим Преображенного Спасителя. С ним беседуют Илья и Моисей. Ниже, стремительно падая от испуга и пронзительного света, закрывая глаза руками – апостолы. Только апостол Петр, не прикрывает глаза, хотя его фигура также устремлена прочь. В этот момент он предлагает поставить «три палатки», ибо не понимает, что говорит, потрясенный происходящим. Свет, пронизывающий всю икону и изображенный высветлениями на лесчатках гор и одеждах – это тот самый Фаворский свет, делающий икону светоносной, и являющий нам замысел Божий о мире и человеке. Эстония, Таллин, август 2018. Неизданное

Избранные посты
Недавние посты
Архив
  • Iconq
bottom of page