top of page

Святые апостолы Петр и Павел


Сегодня мы с вами поговорим об очень красивой иконе святых апостолов Петра и Павла. Она была написана византийским мастером в Константинополе, в середине XI века, и по преданию, привезена Владимиром Мономахом в Новгород. Теперь эта икона экспонируется в Новгородском музее. Практически везде на иконах апостолы Петр и Павел пишутся рядом: будь то огромная фреска Страшного Суда или миниатюра иконы Успения Пресвятой Богородицы. С чем это связано? Ведь апостол Павел стал христианином уже после Вознесения Господня. А апостол Петр, напротив, был одним из 12 учеников Иисуса Христа, и всюду следовал за Ним. Почему же тогда апостол Павел изображается на иконах многих Евангельских событий? Чтобы ответить на эти вопросы, нужно обратиться к сведениям о жизни апостолов. Апостол Петр был простым рыбаком, но, после призвания Спасителем, был твердым и горячим в вере. Он от имени всех апостолов исповедал Иисуса Христом Сыном Божиим (Мф. 16:16). Свое троекратное отречение от Христа он омыл слезами раскаяния, и был прощен воскресшим Спасителем. После Сошествия Святого Духа на апостолов апостол Петр проповедовал, исцелял. Апостол Павел, напротив, происходил из знатной семьи. Он был римским гражданином, человеком образованным, фарисеем. В самые первые годы существования Церкви Павел (а на тот момент его звали Савл) был ярым гонителем христиан. На пути в Дамаск Господь чудесным образом призвал его к апостольскому служению. После крещения ярый гонитель стал таким же ярым защитником, проповедником и апологетом христианства. Не смотря на то, что Павел никогда не был учеником Спасителя, его называют апостолом. Оба апостола – и Петр, и Павел – много потрудились в проповеди христианства. Оба приняли мученическую кончину в 67 году при императоре Нероне в Риме. Именно за труды эти апостолы считаются Первоверховными. Первые свидетельства о почитании апостолов Петра и Павла относятся к рубежу I и II веков. Насколько известно, день памяти обоих апостолов с самого начала был общий. Давайте вернемся к рассматриваемой иконе. Она гигантского размера: 2,36 на 1,47 метра. Святые апостолы изображены здесь рядом, в полный рост. Расположение фигур на иконе необычно. В традиционной схеме апостол Петр изображается с левой стороны от Спасителя, а апостол Павел - с правой. Здесь иная система расположений образов, которая ориентируется на раннюю христианскую иконографию. В руках апостола Павла Евангелие, а в руках апостола Петра – ключи. Это композиция «Traditio Legis» (вручение закона), символизирующая Божественную полноту учения Церкви, получаемого от Иисуса Христа, и близкий ей сюжет: вручение ключей апостолу Петру - "Traditio clavis" (Мф. 16:19) Сюжет иконы получает распространение с середины IV в. и восходит к иконографии завесы кивория храма Святой Софии в Константинополе. Над апостолами можно увидеть небольшой образ благословляющего Спасителя. У иконы есть оклад, который тоже выставлен в музее рядом. Написанные одежды Апостолов на иконе хорошо сохранились благодаря этому окладу, а вот лики, руки и ноги были переписаны в XVI веке. В описях Новгородского собора эта икона называется Корсунской, поскольку привезена из Византии. Статья написана для газеты "Православный Собеседник" Таллин, Эстония, июль 2018 г.

Избранные посты
Недавние посты
Архив
  • Iconq
bottom of page