Лекция о Богословии иконы
В конце мая и начале июня состоялся цикл лекций для всех желающих в рамках выставки "Спасённые святыни. Иконы из собрания Николая Кормашова". Первая лекция носила очень серьезное название " Богословие иконы" и проходила в Кадриоргском дворце. Первое, о чем следует помнить как православному человеку, так и человеку просто интересующемся иконой, что понять её вне жизни Церкви невозможно. А все потому, что икона - не просто украшение храма или произведение церковного искусства. Это - Божественное откровение, рассказанное языком линий и красок. Действительно, икона украшает храм, повествует о событиях Ветхого и Нового Завета, но не только. Она участвует в богослужении, поучает нас на примере святых, помогает молиться. Язык иконы – канон – условно говоря, свод определенных правил, которыми руководствуется иконописец при написании образа, обусловлен как раз невозможностью изобразить обычным способом необычные сюжеты, явления, преображенный горний мир. Канон, также как и само богословие иконы, формировался на протяжении многих веков. В развитии богословия иконы принимали участие такие отцы Церкви как Иоанн Дамаскин, Григорий Нисский, Феодор Студит, Григорий Палама и многие другие. По сравнению с обычной живописной картиной икона аскетична, порой не подвластна мирской логике. Это касается и сюжета, и композиции, и манеры исполнения. Если говорить о конкретных особенностях канонической иконы, можно отметить вначале такое явление, как обратную перспективу. Особенно явно она используется при изображении архитектуры и горок. Точка схода, которая при прямой перспективе на обычной картине находится как бы в глубине полотна (например, на горизонте в пейзаже), при обратной перспективе сходится за пределами иконы, на предстоящем молящемся человеке. Удивительное богословское осмысление этого момента указывает на то, что мир "горний" или "Небесный", сходит в мир "дольний" - на землю. Верующий, в свою очередь, молясь перед иконой, перед образом, восходит умом к Первообразу - к Тому, Кто изображён на иконе. Это один из главнейших догматов иконопочитания. Он был утвержден еще на VII Вселенском Соборе, после первой волны иконоборческого периода. Напомню, что иконоборчество - ересь, отвергающая почитание священных изображений, а Вселенские Соборы – это Соборы, которые созывались для опровержения еретических лжеучений, авторитетного изложения догматов и решения канонических вопросов. Всего было семь Вселенских Соборов с IV по VIII века. Так вот, в четвертом деянии VII Вселенского Собора, опираясь на предание и труды таких учителей Церкви как святители Иоанн Златоуст, Афанасий Великий и Василий Великий, как раз и говорится, что «честь воздаваемая образу, восходит к Первообразу». Этот догмат является главным аргументом в споре с теми, кто по примеру иконоборцев VIII-IX веков обвиняет христиан в идолопоклонстве. Икона не может быть идолом, так как мы почитаем не краску на доске, а изображённого на ней. И не поклоняемся иконам, а почитаем их. Поклонение достойно только Богу. Икона почитается наравне с крестом и Евангелием (орос VII Вселенского Собора). Продолжая сравнение иконы и картины, стоит отметить, что икона в отличие от картины, не ставит целью увести ум зрителя в вымышленный автором произведения мир, не призывает почувствовать то, что чувствовал и о чем переживал автор. Икона являет вечность, это - соборное делание всей Церкви. Вот почему на иконе традиционно отсутствует автограф написавшего её мастера. Особо следует сказать о свете в иконе. Обычно на картине есть один или несколько источников света, тени и рефлексы. На иконе же все по-другому. Свет необычен: он будто пронизывает изображенное. Он повсюду. Он другого характера. Не природный свет солнца изображается на иконе, а Божественный свет. Его также называют Фаворским. Если Вы вспомните Евангельские события Преображения Господня на горе Фавор, то там говорится, что лицо и одежды Спасителя просияли (Мф 17:1-8). Господь явил Свою Славу. Ранее, еще в Ветхом Завете, лицо пророка Моисея так сияло, что люди не могли смотреть на него. (Исх. 34:29-35) Проявления Божественного света мы можем встречать и в житиях святых, например, Серафима Саровского. Тема света в иконе неразрывно связана с учением о нетварном Фаворском свете Св. Григория Паламы. В XIV веке был серьезный богословский спор между теми, кто считал явление света во время событий Преображения Господня на горе Фавор природным явлением либо простым символом (гуманисты), и теми, кто утверждал, что это – нетварный свет Божественной славы, благодать (исихасты). В ходе этих богословских споров истинной была признана и догматически закреплена на Соборе 1351 года именно вторая точка зрения. Учение о Фаворском свете связано с обожением (святостью) – учением Православной Церкви о соединении человека с Богом. К святости призваны все христиане. Возможность обожения раскрывается Боговоплощением. Об этом единогласно свидетельствуют Отцы Церкви. Таким образом, как Вы понимаете, обычными художественными средствами этот нетварный Фаворский свет невозможно изобразить, поэтому здесь помогает особый язык иконы. Все высветления на иконе, золотые линии (ассист), нимбы - это условное изображение нетварного света Божественной славы. Икона, таким образом, будто вся пронизана светом. Цвет в иконе также носит определенную символику. Красный – это цвет царского достоинства и мученичества. Золотой – цвет Божественной Славы. Синий – цвет неба и Богородицы. Зеленый – цвет жизни. Белый – цвет чистоты. Черный – цвет смерти, а также цвет настолько яркого света, что он сокрыт от глаза человека, и потому черный. Также существует множество оттенков основных цветов. Помимо всего вышесказанного следует знать и понимать ключевые моменты в композиции иконы, несущие особый смысл. Так, например, система росписи православного храма носит не хаотичный характер, а строится согласно богословски осмысленной традиции. Возьмём, например, "службу святых отец". Это композиция изображается в алтаре, когда фигуры избранных отцов церкви пишутся устремлёнными к единому центру, где мы видим Престол. Такое расположение данной композиции указывает на единство Церкви: святые учителя церкви сослужат священникам в алтаре. Вознесение, изображенное в куполе храма, указывает на грядущее Второе Пришествие Спасителя (Деян.1:11). Существует множество других примеров. Следует отметить особо, что икону и процесс иконописания не следует понимать как простой набор таинственных символов, которые только и остаётся, что разгадать. Такой сухой систематический подход ошибочен! Богословие иконы намного глубже и многограннее. В иконе многие моменты - особенно это касается цвета - обусловлены стремлением иконописца создать гармоничный и красивый образ. В рамках канона существует жизнь и определенная творческая свобода. Опубликовано в юбилейном выпуске журнала православного Молодежного клуба "Сретение" Таллинн, 2019