top of page

Благовещение и Пасха


Часть гексаптиха. XIV в. Монастырь великомученицы Екатерины на Синае.

Сегодня перед нами не просто икона, а складень – несколько икон небольшого размера, объедененных петлями, которые их владелец мог сложить и взять с собой в дальнюю дорогу. Здесь на фрагменте складня мы видим изображение шести Евангельских событий – от Благовещения до Воскресения Христова (Сошествия во Ад). В этом году праздник Благовещения следует перед Светлым Праздником Пасхи, в субботу, а потому нам особенно интересно будет поразмыслить над этими образами. Все начинается с Благовещения. Для пришествия в мир Спасителя необходимо было согласие Пресвятой Богородицы. Как ослушание Евы привело к грехопадению, так послушание и смирение Пречистой привело к Боговоплощению. На иконе мы видим Архангела Гавриила, благовествующего Деве Марии, и саму Богородицу на фоне украшенного золотом кресла с пурпурной подушкой, что подчеркивает Ее особую роль и величие. Следом идет икона Рождества Христова. Знакомый нам сюжет радостного праздника, дополненный предстоящими волхвами, приносящими дары. Богородица здесь скорее восседает, а не лежит, что указует на Нее как «без истления Бога Слова Рождшую». За Рождеством следует Сретение Господне - радостное событие встречи со Спасителем. Нижний ярус складня возглавляет сюжет «Вход Господень в Иерусалим». Ликование встречи Спасителя продолжается, но уже слышны печальные слова Господа «Иерусалим! Иерусалим! Избивающий пророков и камнями побивающий посланных к тебе! Сколько раз хотел Я собрать чад твоих, как птица птенцов под свои крылья, и вы не захотели!» (Лк 13:34). Люди, торжественно встречающие Иисуса Христа, вскоре будут вместо славословия кричать «распни Его!» (Лк 23:21). Далее мы видим Распятие Господне с предстоящими Богородицей и Иоанном Предтечей. Наверху еще Рождество, а внизу уже Распятие. Строгая лаконичная, будто «постная» композиция без лишних деталей. Только стена Иерусалима на заднем плане указует, что место Распятия было за пределами города. Завершает рассматриваемый нами цикл из шести праздников торжественная и удивительная икона «Сошествия во ад». «Анастасис» - написано по-гречески – «Воскресение». Именно так, наряду с изображением ангела у пустого гроба с пеленами и изумленными женами-мироносицами, следует изображать события Светлого Христова Воскресения – Пасхи. Избранные события на складне богато украшены золотом – цветом Божественного Фаворского Света. Красный также проходит через все сюжеты – цвет мучений и царского достоинства, цвет Воскресения. Пройдя Свой земной путь, совершив проповедь, претерпев мучения, страдания и смерть на Кресте, Христос, истинный Бог и истинный Человек, спускается во ад. Господь ломает врата ада, и они теперь лежат под Его ногами. Он выводит из адской бездны Адама и Еву, а затем - всех праведников. Свершилось дело нашего спасения дорогою ценою. Христос – Победитель смерти: «Ад – где твое жало? Смерть – где твоя победа?» Тайна Благовещения открылась, когда Христос в Своей смерти явился Сыном Божиим.

На фото: Часть гексаптиха. XIV в. Монастырь великомученицы Екатерины на Синае.

Статья написана для газеты "Православный собеседник" Эстония, Таллинн, март 2018

Избранные посты
Недавние посты
Архив
  • Iconq
bottom of page