top of page

Сретение Господне


икона«Сретение Господне» из праздничного чина Успенского собора во Владимире. Около 1408. Мастерская Андрея Рублева.Санкт-Петербург, Государственный Русский музей.

Икона Сретения Господня удивительно проста по сравнению, скажем, с иконой Рождества Христова. Никаких особых деталей: все четко и лаконично. Но давайте остановимся и немного поразмыслим над величием изображенного события. Вот, слева, мы видим Иосифа и Богородицу, принесших Спасителя по еврейскому закону на сороковой день в Храм. Иосиф держит в руках двух горлиц для принесения жертвы. Богородица покровенными руками уже передала Спасителя Симеону Богоприимцу. Старец принимает Богомладенца также покровенными руками, в знак особого благоговения. Позади Симеона - Анна пророчица со свитком. Она славит Господа и пророчествует о Нем. . События происходят в Иерусалимском храме, так что и окружение на иконе соответствующее: так называемые «палатки». Алый престол, изображенный на втором плане и кажущийся лишь дополнением к композиции, на деле символизирует будущий жертвенный путь Иисуса Христа. Фигура Богомладенца размещена точно над престолом. Подчеркивая этот важный момент, иконописец прерывает изображение правой колонны кивория, чтобы не отгораживать престол от Симеона и Богомладенца. Радость исполнения ветхозаветных обетований о пришествии Спасителя здесь встречается с размышлениями и пророчествами о неумолимо грядущих скорбях. “Ныне отпускаешь раба твоего, Владыко, по слову Твоему, с миром, ибо видели очи мои спасение Твое, которое Ты уготовал пред лицом всех народов, свет к просвещению язычников и славу народа Твоего Израиля,”(Лк.2:29-32) — каким счастьем исполнены эти слова праведного Симеона! Долгожданный Спаситель здесь! Но в то же время мы слышим его обращение к Марии: “…се, лежит Сей на падение и на восстание многих в Израиле и в предмет пререканий, — и Тебе самой оружие пройдет душу, — да откроются помышления многих сердец” (Лк. 2:34-35). Праведный Симеон Богоприимец был, по свидетельству святого евангелиста Луки, одним из избранников Божиих, ожидавших утешения Израилева, и Дух Святой пребывал на нем (Лк.2:25). По преданию он был одним из тех самых 70-ти толковников, переводивших библию на греческий язык в Александрийской библиотеке. При переводе он решил, что слово «Дева» в книге пророка Исайи употреблено ошибочно и хотел исправить текст. За это сомнение ему было возвещено от Бога, что он не умрет до того времени, пока в мир не придет обещанный Мессия – Христос Господь.

Избранные посты
Недавние посты
Архив
  • Iconq
bottom of page