Международная конференция "Церковное искусство в XXI веке".
«Перед деятелями культуры проблема нравственного выбора и в прошлом, и особенно сегодня стоит чрезвычайно остро. Подлинное произведение искусства отражает внутреннее состояние своего творца, транслирует его чувства и мысли. Музыкальное, литературное, художественное произведение способно глубоко воздействовать на человеческие души, побуждая либо к добру и созиданию, либо к ненависти, разрушению, конфликтам. Призываю всех, чьим жизненным призванием является сфера культуры, помнить об особой ответственности за свой талант и его плоды перед Богом, народом и историей.» Из доклада Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла на пленарном заседании форума XXVI Международных Рождественских образовательных чтений.
23 января в академии имени Ильи Глазунова состоялась международная конференция, посвящённая современному церковному искусству. Практически все лекторы говорили о проблемах современной иконописи, поскольку накопилось много спорных вопросов. В данной статье мы коснемся именно этой части конференции. Так, обсуждалась выставка в Минске под названием "Святые неразделенной Церкви", на которой были показаны специально написанные иконы святых, живших до раскола Церквей 1054 года. Специалисты отметили, что представленная иконография на этой выставке не может почитаться за образец и требует дальнейшего осмысления и переработки. Тиражирование репродукций, особенно сомнительного качества, также заслуживает внимания. Храмы, лавки и - как следствие - квартиры заполняет немыслимое количество низкопробной иконописной продукции. Как результат - профанация. Икона становится сувениром, а не образом, перед которым следует молиться. Зачастую икона превращается для людей в оберег, а это уже язычество.
Был озвучен, но пока не решён вопрос о Церковном отношении к реставрации и исправлении неканонических изображений. Например, что делать реставратору, если ему нужно реставрировать икону, где изображён Бог-Отец? Ведь это нарушение канона.
Страны, в которых возрождается иконописные традиции, возникают иконы с новой иконографией, которая нарушает все правила. Участникам и гостям конференции был представлен фоторяд ужасных изображений, которые называются иконами, но таковыми не являются. Так, например, это были Иконы Ленина, Сталина, Гагарина, Путина, икона Божией Матери Самодержавная, Символ веры, заключённый в свастику, Плач Иисуса Христа по младенцам во чреве убиенным, Друг друга тяготы носите, Дарование царств, Новорусская икона, Брань у белого дома 93 года, ряд икон, связанных с политическими событиями на Украине, изображение Бога-Отца ( в Храме Христа Спасителя), Взыскание погибших с чеченскими военными. Также состоялось обсуждение довольно распространённой иконы Святого семейства, где Богородица с Младенцем Христом изображается рядом с Иосифом в образе средовека. Такая иконография не только не верна, но и опасна, потому что являет ложное представление о Богородице. Иосиф не был отцом Иисуса Христа и супругом Девы Марии в нашем понимании. Он был старцем, обручником, хранителем девства Пречистой. А потому такое чисто мирское изображение "счастливой семьи" абсурдно и даже входит в спор с догматами Церкви. Затем были представлены фотографии объявлений "Исцеление иконами", что является просто мошенничеством с использованием святых образов.
Еще одна из современных проблем - множество мастерских, работы которых не только невысокого уровня, но и не соответствуют стилистике и канонам. Часто иконописцы, чтобы заработать, идут на поводу у заказчиков, боясь потерять их, зависят от спроса. Таким образом, они зависят от вкуса заказчиков, который или отсутствует, или искажён. Священники, которые освящают Иконы и должны смотреть на их каноничность и правильность, также зачастую не особенно разбираются в иконописи. Все это приводит к печальным последствиям.
Очень часто иконы похожи на книжные иллюстрации. В качестве примера была приведена одна Ярославская мастерская. Ее стилистика скорее восходит к традициям палехской миниатюры. Художников этой мастерской увлекают батальные стили, прорисовка подробных пейзажей на фоне икон. Лаковая миниатюра влияет на современную икону, и это очень печально, отметили выступающие. Разработка иконографии святых также была затронута в обсуждении. Это очень сложный вопрос. Всегда нужно помнить, что икона - не портрет, а преображенный образ. Поэтому не следует писать святых с физическими недостатками. Так, например, Матрону Московскую следует изображать с открытыми глазами, а Святителя Луку Крымского - без очков.
Было отмечено широкое бытование икон людей, не причисленных к лику святых. Григория Распутина, например.
Особой проблемой XXI века является множество новых школ, кружков, курсов, в которых учат иконописи всех желающих. Качество преподавания и качество выпускников таких кружков сомнительно. В итоге возникает множество ремесленников низкого пошиба. В таких учебных заведениях отсутствует практика копирования и общения с древними иконами. Некоторые преподаватели считают копирование шагом назад или просто пренебрегают этим, что недопустимо. Художникам, решившим ступить на сложный путь иконописи, важно помнить, что одного художественного образования недостаточно, чтобы писать иконы. Следует переучиваться на иконописца. Также необходимо постоянное воцерковление людей, обучающихся иконописи.
На конференции отметили, что важна поддержка неконъюнктурных иконописцев - тех, кто пишет в каноне и согласно традициям. Бывает, им нелегко найти заказчиков, и они готовы писать "в стол», только чтобы не идти на поводу. Участники конференции особо отметили, что речь идёт не о стилистике, не о спорах о вкусах: "пусть расцветают все цветы" – заметили они. Речь идет о догматах и богословии. Постановления Седьмого Вселенского Собора и творения апологетов помогут отличить канонические иконы от неканонических. Вслед за этим обязательно потребуются Церковные решения. Что же касается иконописцев, то им следует писать не по вымыслу, а согласно преданию Церкви. Ведь существует большая разница между замыслом и вымыслом. Должны быть и развитие, и пределы допустимого в Церковном искусстве. Оригинальные иконы, если они появляются, подходят для выставок и коллекций, но в храмах их быть не должно. Также следует различать красоту и красивость. Красивость - это не подлинная красота. Мы можем наблюдать, как вновь все роскошнее становится убранство икон. Словно в той поговорке: "Не смог сделать красиво, сделал богато". Иконописцам всегда нужно помнить, что они отвечают не только за себя, но и за свою работу, отметили выступающие. Всегда нужно помнить, что икона – это выражение православия как такового. Образ на иконе должен быть Христоцентричным. И, конечно, нужно стремиться к тому, чтобы в самом иконописце отобразился Христос.
Статья написана для газеты "Православный собеседник" Февраль, 2018 г.