top of page

Рождество Христово


Рождество Христово. XV век. Икона из праздничного ряда иконостаса Благовещенского собора.

Сегодня мы рассмотрим икону из праздничного ряда иконостаса Благовещенского собора Московского Кремля. Она, как и другие иконы из собора, имеет многочисленные потёртости. В начале прошлого века, когда была создана «Комиссия по сохранению и раскрытию древней живописи в России», икона была раскрыта от поздних записей и поновлений. Именно поздние поновления стали причиной повреждения иконы. Несмотря на утраты - исчезновения золотого фона, надписей и других деталей – икона очень красива и гармонична. Многие приписывали авторство знаменитому иконописцу Андрею Рублеву, но позже остановились на версии, что это работа его учеников. В центре иконы – ясли с лежащим в них Богомладенцем. Сверху на Него указывает луч звезды. Как и на всех иконах Рождества, ясли напоминают гроб, а пелены похожи на погребальные. Эта особенность напоминает нам, что Господь родился, чтобы принести Себя в Жертву. Фигура Христа очень маленькая – знак умаления Бога. В то же время фигура Богоматери огромна, что указует на Ее возвеличивание. Родив Иисуса Христа, Богородица стала превыше всех ангелов и архангелов. Удивительно, что фигура Богомладенца повторяет контуры фигуры Богоматери. Этим подчеркивается тот факт, что Христос берёт человеческую природу от Матери. Все события на иконе разворачиваются вокруг Спасителя. Рядом с Богомладенцем мы видим животных. По некоторым предположениям, вол и осёл символизируют два народа - иудейский и языческий, которые поклонятся Христу. Слева Богомладенцу и Богородице предстоят ангелы. Справа – пастухи. Вдали волхвы еще в пути, ведомые звездой, спешат родившемуся Господу принести свои дары. Слева внизу – задумавшийся Иосиф и стоящий перед ним старик, похожий на пастуха. Ученые искусствоведы разделяются в мнениях относительно этой композиции, которая встречается почти на каждой иконе Рождества. То ли Иосифа терзают сомнения относительно невинности обрученой с ним Марии, и тогда старец с посохом символизирует «дух сомнения», который искушает праведника. То ли Иосиф вместе с Богородицей печалится о судьбе рожденного Младенца, а старик с посохом – никто иной как пастух, пытающийся заговорить со старцем. Последняя версия кажется более убедительной, тем более что «дух сомнения» - это бес, а бесы на иконе изображаются обычно иначе: темными и поверженными.Пресвятая Богородица на иконе отворачивается от Богомладенца. Это знак того, что Она, прозревая будущие страдания и крестную смерть Своего Сына ради искупления рода человеческого, готова послушно исполнить волю Бога, претерпеть все страдания Матери о Своем страждущем Ребенке. Богородица смотрит вниз, где Христос изображён во второй раз. Здесь, в правом нижнем углу иконы представлен на первый взгляд обычный сюжет: Богомладенца готовят к омовению. Но если обратить внимание на купель, то мы увидим, что она напоминает нам потир своей формой и узорами. То есть обычная бытовая сцена на иконе переосмысляется как указание на искупительную Жертву, на Евхаристию. Все пространство иконы светлое: охристые горки и золотой фон, который, правда, утрачен и не дошел до нас, создают ощущение праздника, Рождественской радости. Иисус Христос, Второе Лицо Святой Троицы, Наш Господь – воплотился, пришел на землю, чтобы спасти нас Статья подготовлена для газеты "Православный Собеседник": http://www.bookmaster.ee/ps/2018/ps01-2018/#hcq=bgHJ3Gq

Избранные посты
Недавние посты
Архив
  • Iconq
bottom of page