top of page

19 декабря - день памяти святителя Николая


Святой Николай Чудотворец – один из наиболее любимых и почитаемых святых. Он родился в III веке, в Ликии, провинции Византийской империи в семье христиан. Блестящий ученик, будущий святитель становится пресвитером, а затем и епископом главного города Ликии – Миры. Святитель Николай был свидетелем гонений на христиан при императоре Диоклетиане, долгое время сам находился в темнице, стал свидетелем подписания императором Византии Константином Великим Миланского эдикта о легализации христианства. Святитель также принял участие в Первом Вселенском соборе 325 года в Никее, где были утверждены важнейшие догматы о троичности Бога и Боговоплощении. При жизни Святитель был скорым помощником всех людей, освобождал несправедливо осуждённых, помогал бедным, исцелял, избавлял от плена. Также он был непримиримым борцом с язычеством – разрушал идолов и капища. Множество прижизненных чудес и чудес после кончины, совершенные святым Николаем, послужили основанием для его почитания и искренней любви не только христианами, но и людьми других верований и различных национальностей. Остановимся лишь на некоторых чудесах, связанных со святителем, которые нашли отражение на представленной перед нами иконе. Однажды во время молитвы в Сионском монастыре святой Николай услышал голос, повелевающий ему отправиться в Миры. Он повиновался, прибыл в город и стал жить там как нищий странник. В то время в городе скончался архиепископ Иоанн, и в городе возникла необходимость избрать его преемника. Выбор был очень сложен. После молитвы старейший епископ города получил откровение, что епископом следует сделать того, кто раньше всех придёт в храм, и что имя этого человека будет Николай. Самому чудотворцу накануне явились в видении Богородица, возложившая на его плечи омофор, и Иисус Христос, вручивший Евангелие. Так святой Николай стал епископом. Это видение и находит отражение на иконе. Слева и справа от святого Николая изображены Иисус Христос и Богородица, вручающие ему атрибуты епископского достоинства. Это же чудо повторилось вновь, согласно житию, когда возмущённый ересью Ария, на Первом Вселенском Соборе, доказывавшего, что Христос – простой Человек, святитель ударил еретика по щеке, за что был извергнут из сана и заключён в темницу. Тогда вновь святому и осудившим его Отцам Собора явились Христос и Богородица. Так святитель Николай был восстановлен в сане. Икона, которую мы сегодня рассматриваем, происходит из церкви Николы на Липне близ Новгорода, постройки в 1292 г. Там образ был храмовым. В 1798 г. Липенский монастырь был приписан к Сковородскому, куда была передана и икона. В 1921 г. поступила оттуда в Новгородский музей, где находится и сейчас. Мастер, написавший образ, был также новгородцем. Позже в XVI веке икона был поновлена. Тогда же была сделана надпись внизу, по которой мы узнаем имя мастера - Алекса (Александр) Петров. Это редкость для такого раннего времени, потому что иконы обычно не подписывают. На иконе святой Николай изображён в полном святительском облачении. Митра на его главе стала появляться на иконах лишь с XIX века, поэтому ее здесь мы не видим. Дело в том, что во времена святителя Николая епископы еще не носили митры. Евангелие в руках святого означает не только то, что он был проповедником, но также и то, что он являлся учителем. Сохранились сведения о том, что в риторских школах в Византии использовались среди учебников сборники подготовительных упражнений, написанные святым Николаем. К сожалению, письменные труды его до нас не дошли. Внешность святителя Николая начиная самых первых икон неизменна. Высокий лоб, слегка кучерявые с сединой волосы, округлая небольшая борода. Таким образом, его можно узнать даже если надпись на иконе утрачена. Вполне возможно, что в основе иконографии лежат прижизненные портреты святителя. На полях иконы представлена особая композиция. На верхнем поле в центре – Этимасия (в переводе с греческого «готовность») - Престол с Евангелием и багряницей. Такая композиция считается символом Второго Пришествия Иисуса Христа. По сторонам Этимасии в молитвенных позах предстоят архангелы, следом за ними – апостолы. На боковых полях предстоят святые по чинам святости. Таким образом фигуры образуют собой деисис (в переводе с греческого – «моление») – особую композицию, означающую моление святых за всех нас. Молясь перед иконой святителя Николая, не следует забывать, что он не своей силой совершает чудеса и помогает людям, а силою Господа, волю Которого всегда исполняет. Статья написана для газеты "Православный собеседник" Таллин, Эстония

Избранные посты
Недавние посты
Архив
  • Iconq
bottom of page