top of page

Введение во храм Пресвятой Богородицы


Введение во храм Пресвятой Богородицы. Кирилло-Белозерский историко-архитектурный и художественный музей-заповедник, XV век

Введение во храм Пресвятой Богородицы - один из тех праздников, описания событий которого мы не найдем в Священном Писании. Мы узнаём о нем из более поздних апокрифов «Протоевангелия Иакова» и Евангелия Псевдо-Матфея (IX в.), которые отражают устное предание и дополнены подробностями из библейских книг, а также из евангельской истории Сретения. Когда Пресвятой Богородице исполнилось три года, родители Ее, Иоаким и Анна, решают исполнить данный ими обет и посвятить Ее Богу. И вот, святые богоотцы ведут Дочь к храму. Там Ее встречают девы с зажженными светильниками. Пресвятая Богородица Сама легко преодолевает крутые ступени храма, и Ее встречает первосвященник. Это Захария, будущий отец Иоанна Предтечи. По особому откровению Она как одушевленный кивот Божий вводится первосвященником во Святая Святых, куда имел право входить только он сам однажды в год.ресвятая Богородица пребывала в храме до 12 лет в молитве, занимаясь изучением Священного Писания и рукоделием. По прошествии времени Она, решив сохранять девство, была по закону отцов поручена заботам престарелого Иосифа, Ее Обручника.

На иконе праздника датированной XV веком из Кирилло-Белозерского монастыря, мы видим не просто иллюстрацию тех далеких событий, но и множество указаний на особую роль Богоматери в деле спасения. В центре иконы – маленькая детская фигура Девы, во взрослых одеждах и с неизменными звездами на мафории, означающими приснодевство. Сама Богородица стоит на возвышении, на ступеньке. Это не только выделяет особым образом Ее фигуру, но и указывает на ступени Иерусалимского храма. Позади Богородицы изображаются Ее родители, которые вручают Ее первосвященнику как Дар, обещанный Богу. За праведными Иоакимом и Анной стоят девы, держащие в руках горящие свечи. Такое построение композиции соответствует теме прославления Богородицы как чистой жертвы Богу. Этот момент подчеркивает и киворий на колоннах, который возвышается над Богородицей. «В храм Тя принесоша, Всенепорочная Чистая… яко Жертву чисту» - 6-й тропарь 8-й песни 2-го канона). Эта жертва понимается как приготовление, прообраз той жертвы, которую принесет Сам Господь. Приоткрытые врата, из которых выходит встречать Богоматерь первосвященник Захария, напоминают нам Царские Врата. Изображение врат соотносится с песнопениями службы, в которых Богородицу называют «Двере Господня» (напр., «К Нейже дивяся Захария вопияше: Двере Господня, храма отверзаю Тебе двери» - 1-я стихира на стиховне (великая вечерня), глас 5). Этот эпитет Богородицы основан на видении пророком. Иезекиилем таинственного храма, затворенными дверями которого входит и выходит Господь (Иез 44. 1-4). Это пророчество читается в качестве паремии на службе в праздник Введения во храм и является прообразом приснодевства Богородицы. (Паремии - отрывки из Библии (преимущественно – Ветхого Завета) которые содержат в себе пророчества о празднуемом событии или хвалу святому, память которого совершается). Наверху композиции мы видим сидящую Богородицу, Которой Ангел приносит хлеб. Это не только иллюстрация предания, но еще и эпизод, имеющий евхаристический смысл. На богослужении мы слышим: «Небесным воспитана Дева Хлебом верно в Храме Господни, родила еси миру жизни Хлеб, Слово» (стихира на хвалитех праздника). Иными словами проводится параллель между чудесным питанием Богородицы в храме и будущим таинством Евхаристии, которое установит Иисус Христос.

Статья написана для газеты "Православный Собеседник"http://www.bookmaster.ee/

Избранные посты
Недавние посты
Архив
  • Iconq
bottom of page