Зосима и Савватий Соловецкие


Сегодня перед нами икона святых преподобных Зосимы и Савватия Соловецких. Здесь они изображены рядом. Но, что удивительно, в этой земной жизни святые даже не встречались. Тогда почему мастер изобразил их вместе? Чтобы ответить на этот вопрос, нужно обратиться к житию святых. Пре­по­доб­ный Сав­ва­тий был ино­ком Ки­рил­ло-Бе­ло­зер­ско­го мо­на­сты­ря. Его сми­ре­ние, крот­кая лю­бовь к бра­тии и стро­гая жизнь вызывали глубокое ува­же­ние как мо­на­хов, так и ми­рян. Пре­по­доб­ный Сав­ва­тий тяготился таким вниманием, а потому ушел на Ва­ла­ам, а затем, узнав о пу­стын­ных ост­ро­вах, на­хо­див­ших­ся в двух днях пла­ва­ния от бе­ре­га Бе­ло­го мо­ря, от­плыл ту­да с пре­по­доб­ным Гер­ма­ном. По­движ­ни­ки по­се­ли­лись око­ло Се­кир­ной го­ры Со­ло­вец­ко­го ост­ро­ва, где во­дру­зи­ли крест и по­ста­ви­ли ке­лью. Там они про­жи­ли вме­сте шесть лет. 27 сен­тяб­ря 1435 го­да пре­по­доб­ный Сав­ва­тий ото­шел в веч­ность. Пре­по­доб­ный Зо­си­ма ро­дил­ся в Нов­го­род­ской епар­хии, в се­ле Тол­вуе близ Онеж­ско­го озе­ра. С юных лет он вос­пи­ты­вал­ся в бла­го­че­стии. По­сле смер­ти ро­ди­те­лей Гав­ри­и­ла и Вар­ва­ры Зосима раз­дал иму­ще­ство и при­нял по­стриг. В по­ис­ках уеди­нен­но­го ме­ста пре­по­доб­ный от­пра­вил­ся на по­бе­ре­жье Бе­ло­го мо­ря и в устье Су­мы. Там он встре­тил­ся с пре­по­доб­ным Гер­ма­ном, ко­то­рый и по­ве­дал ему о пу­стын­ном мор­ском ост­ро­ве, где прежде он с пре­по­доб­ным Сав­ва­ти­ем про­жил шесть лет. Око­ло 1436 го­да от­шель­ни­ки совершили мор­ское пла­ва­ние и при­ста­ли к Со­ло­вец­ким ост­ро­вам. Там преподобный Зо­си­ма видел пре­крас­ную церк­овь на воз­ду­хе, что было особым знамением от Господа. Пре­по­доб­ные сво­и­ми ру­ка­ми по­стро­и­ли ке­ллию и огра­ду, на­ча­ли воз­де­лы­вать и за­се­вать зем­лю. Жизнь в отшельничестве была нелегкой. Так, од­на­жды позд­ней осе­нью пре­по­доб­ный Гер­ман от­пра­вил­ся на ма­те­рик за необ­хо­ди­мы­ми при­па­са­ми, но из-за осен­ней непо­го­ды не смог вер­нуть­ся обратно, и пре­по­доб­ный Зо­си­ма про­вел всю зи­му один на ост­ро­ве. Мно­го ис­ку­ше­ний он пре­тер­пел в борь­бе с бе­са­ми. Однако два чудесно появившихся незна­ком­ца спасли святого от голодной смерти, оста­ви­в ему за­пас хле­ба, му­ки и мас­ла. Вес­ной воз­вра­тил­ся на Со­лов­ки пре­по­доб­ный Гер­ман с ры­ба­ком Мар­ком и при­вез за­пас пи­щи и сна­сти для рыб­ной лов­ли.

Когда количество отшельников на острове возросло, пре­по­доб­ный Зо­си­ма устро­ил для них неболь­шую де­ре­вян­ную цер­ковь в честь Пре­об­ра­же­ния Гос­под­ня с тра­пез­ной. По его просьбе из Нов­го­ро­да был при­слан игу­мен с ан­ти­мин­сом для хра­ма. Так бы­ло по­ло­же­но на­ча­ло зна­ме­ни­той Со­ло­вец­кой оби­те­ли. Поскольку на­сто­я­те­ли, ко­то­рых при­сы­ла­ли на Со­лов­ки из Нов­го­ро­да, не вы­дер­жи­ва­ли жиз­ни в непри­выч­но труд­ных усло­ви­ях, бра­тия из­бра­ла игу­ме­ном самого пре­по­доб­но­го Зо­си­му.

Святой за­нял­ся устро­е­ни­ем бы­та оби­те­ли, ввел стро­гое об­ще­жи­тие. В 1465 го­ду он пе­ре­нес на Со­лов­ки с ре­ки Выг мо­щи пре­по­доб­но­го Сав­ва­тия. Не все сразу складывалось благополучно: у иноков обители новгородские бояре часто отбирали улов рыбы. Пре­по­доб­ный Зосима отправился в Нов­го­род. По со­ве­ту архиепископа он об­хо­дил до­ма бо­яр и про­сил их не до­пус­кать оби­тель до ра­зо­ре­ния. Вли­я­тель­ная и бо­га­тая бо­яры­ня Мар­фа Бо­рец­кая выгналас бесчестьем пре­по­доб­но­го Зо­си­му, но по­том рас­ка­я­лась и при­гла­си­ла его на обед, во вре­мя ко­то­ро­го он вдруг уви­дел, что шесть знат­ней­ших бо­яр си­дят без го­лов. Пре­по­доб­ный Зо­си­ма по­ве­дал ви­де­ние сво­е­му уче­ни­ку Да­ни­и­лу и пред­ска­зал бо­ярам ско­рую смерть. Это пред­ска­за­ние ис­пол­ни­лось в 1478 го­ду, ко­гда при взя­тии Нов­го­ро­да Иоан­ном III бо­яре бы­ли каз­не­ны.

Неза­дол­го до кон­чи­ны пре­по­доб­ный сам при­го­то­вил се­бе гроб, в ко­то­ром был по­гре­бен за ал­та­рем Пре­об­ра­жен­ско­го хра­ма 17 ап­ре­ля 1478 года. Впо­след­ствии над его мо­ги­лой бы­ла устро­е­на ча­сов­ня. 8 ав­гу­ста 1566 го­да мощи преподобных Зосимы и Сав­ва­тия бы­ли пе­ре­не­се­ны в при­дел, освя­щен­ный в их честь в Пре­об­ра­жен­ском со­бо­ре.

Удивительной особенностью рассматриваемой нами иконы является изображение Соловецкого монастыря в миниатюре, который держат одновременно оба святых. Издавна в иконописи храм в руках у какого-либо святого или правителя означал, что он сделал вклад в строительство либо основал тот или иной храм. Здесь же речь идет об удивительных основателях обители. Вот почему на иконе святые с благоговением держат ее в руках. Святой Савватий впервые открыл место нахождения будущего монастыря, а святой Зосима - положил начало Соловецкой обители. Если присмотреться, то Святые Зосима и Савватий стоят на острове, что подчеркивает их отшельнический подвиг и указывает на местонахождение обители. Над святыми в облачном сегменте мы видим икону Божией Матери Знамение с Богомладенцем в лоне. Взоры святых обращены именно к Ней, и это не случайно. Ведь все их отшельнические подвиги и труды по основанию монастыря были посвящены прославлению Бога и направлены не на стяжание благ земных, а стяжание Духа Святого.Сегодня перед нами икона святых преподобных Зосимы и Савватия Соловецких. Здесь они изображены рядом. Но, что удивительно, в этой земной жизни святые даже не встречались. Тогда почему мастер изобразил их вместе? Чтобы ответить на этот вопрос, нужно обратиться к житию святых.Пре­по­доб­ный Сав­ва­тий был ино­ком Ки­рил­ло-Бе­ло­зер­ско­го мо­на­сты­ря. Его сми­ре­ние, крот­кая лю­бовь к бра­тии и стро­гая жизнь вызывали глубокое ува­же­ние как мо­на­хов, так и ми­рян. Пре­по­доб­ный Сав­ва­тий тяготился таким вниманием, а потому ушел на Ва­ла­ам, а затем, узнав о пу­стын­ных ост­ро­вах, на­хо­див­ших­ся в двух днях пла­ва­ния от бе­ре­га Бе­ло­го мо­ря, от­плыл ту­да с пре­по­доб­ным Гер­ма­ном. По­движ­ни­ки по­се­ли­лись око­ло Се­кир­ной го­ры Со­ло­вец­ко­го ост­ро­ва, где во­дру­зи­ли крест и по­ста­ви­ли ке­лью. Там они про­жи­ли вме­сте шесть лет. 27 сен­тяб­ря 1435 го­да пре­по­доб­ный Сав­ва­тий ото­шел в веч­ность.Пре­по­доб­ный Зо­си­ма ро­дил­ся в Нов­го­род­ской епар­хии, в се­ле Тол­вуе близ Онеж­ско­го озе­ра. С юных лет он вос­пи­ты­вал­ся в бла­го­че­стии. По­сле смер­ти ро­ди­те­лей Гав­ри­и­ла и Вар­ва­ры Зосима раз­дал иму­ще­ство и при­нял по­стриг.В по­ис­ках уеди­нен­но­го ме­ста пре­по­доб­ный от­пра­вил­ся на по­бе­ре­жье Бе­ло­го мо­ря и в устье Су­мы. Там он встре­тил­ся с пре­по­доб­ным Гер­ма­ном, ко­то­рый и по­ве­дал ему о пу­стын­ном мор­ском ост­ро­ве, где прежде он с пре­по­доб­ным Сав­ва­ти­ем про­жил шесть лет.Око­ло 1436 го­да от­шель­ни­ки совершили мор­ское пла­ва­ние и при­ста­ли к Со­ло­вец­ким ост­ро­вам. Там преподобный Зо­си­ма видел пре­крас­ную церк­овь на воз­ду­хе, что было особым знамением от Господа. Пре­по­доб­ные сво­и­ми ру­ка­ми по­стро­и­ли ке­ллию и огра­ду, на­ча­ли воз­де­лы­вать и за­се­вать зем­лю. Жизнь в отшельничестве была нелегкой. Так, од­на­жды позд­ней осе­нью пре­по­доб­ный Гер­ман от­пра­вил­ся на ма­те­рик за необ­хо­ди­мы­ми при­па­са­ми, но из-за осен­ней непо­го­ды не смог вер­нуть­ся обратно, и пре­по­доб­ный Зо­си­ма про­вел всю зи­му один на ост­ро­ве. Мно­го ис­ку­ше­ний он пре­тер­пел в борь­бе с бе­са­ми. Однако два чудесно появившихся незна­ком­ца спасли святого от голодной смерти, оста­ви­в ему за­пас хле­ба, му­ки и мас­ла. Вес­ной воз­вра­тил­ся на Со­лов­ки пре­по­доб­ный Гер­ман с ры­ба­ком Мар­ком и при­вез за­пас пи­щи и сна­сти для рыб­ной лов­ли.Когда количество отшельников на острове возросло, пре­по­доб­ный Зо­си­ма устро­ил для них неболь­шую де­ре­вян­ную цер­ковь в честь Пре­об­ра­же­ния Гос­под­ня с тра­пез­ной. По его просьбе из Нов­го­ро­да был при­слан игу­мен с ан­ти­мин­сом для хра­ма. Так бы­ло по­ло­же­но на­ча­ло зна­ме­ни­той Со­ло­вец­кой оби­те­ли. Поскольку на­сто­я­те­ли, ко­то­рых при­сы­ла­ли на Со­лов­ки из Нов­го­ро­да, не вы­дер­жи­ва­ли жиз­ни в непри­выч­но труд­ных усло­ви­ях, бра­тия из­бра­ла игу­ме­ном самого пре­по­доб­но­го Зо­си­му.Святой за­нял­ся устро­е­ни­ем бы­та оби­те­ли, ввел стро­гое об­ще­жи­тие. В 1465 го­ду он пе­ре­нес на Со­лов­ки с ре­ки Выг мо­щи пре­по­доб­но­го Сав­ва­тия. Не все сразу складывалось благополучно: у иноков обители новгородские бояре часто отбирали улов рыбы. Пре­по­доб­ный Зосима отправился в Нов­го­род. По со­ве­ту архиепископа он об­хо­дил до­ма бо­яр и про­сил их не до­пус­кать оби­тель до ра­зо­ре­ния. Вли­я­тель­ная и бо­га­тая бо­яры­ня Мар­фа Бо­рец­кая выгналас бесчестьем пре­по­доб­но­го Зо­си­му, но по­том рас­ка­я­лась и при­гла­си­ла его на обед, во вре­мя ко­то­ро­го он вдруг уви­дел, что шесть знат­ней­ших бо­яр си­дят без го­лов. Пре­по­доб­ный Зо­си­ма по­ве­дал ви­де­ние сво­е­му уче­ни­ку Да­ни­и­лу и пред­ска­зал бо­ярам ско­рую смерть. Это пред­ска­за­ние ис­пол­ни­лось в 1478 го­ду, ко­гда при взя­тии Нов­го­ро­да Иоан­ном III бо­яре бы­ли каз­не­ны. Неза­дол­го до кон­чи­ны пре­по­доб­ный сам при­го­то­вил се­бе гроб, в ко­то­ром был по­гре­бен за ал­та­рем Пре­об­ра­жен­ско­го хра­ма 17 ап­ре­ля 1478 года. Впо­след­ствии над его мо­ги­лой бы­ла устро­е­на ча­сов­ня. 8 ав­гу­ста 1566 го­да мощи преподобных Зосимы и Сав­ва­тия бы­ли пе­ре­не­се­ны в при­дел, освя­щен­ный в их честь в Пре­об­ра­жен­ском со­бо­ре.Удивительной особенностью рассматриваемой нами иконы является изображение Соловецкого монастыря в миниатюре, который держат одновременно оба святых. Издавна в иконописи храм в руках у какого-либо святого или правителя означал, что он сделал вклад в строительство либо основал тот или иной храм. Здесь же речь идет об удивительных основателях обители. Вот почему на иконе святые с благоговением держат ее в руках. Святой Савватий впервые открыл место нахождения будущего монастыря, а святой Зосима - положил начало Соловецкой обители.Если присмотреться, то Святые Зосима и Савватий стоят на острове, что подчеркивает их отшельнический подвиг и указывает на местонахождение обители.Над святыми в облачном сегменте мы видим икону Божией Матери Знамение с Богомладенцем в лоне. Взоры святых обращены именно к Ней, и это не случайно. Ведь все их отшельнические подвиги и труды по основанию монастыря были посвящены прославлению Бога и направлены не на стяжание благ земных, а стяжание Духа Святого. Статья подготовлена для газеты "Мир Православия" Эстония, Таллин http://baltwillinfo.com/.

Избранные посты
Недавние посты
Архив
Группа об иконографии в соцсетях
  • Iconq

© 2017 Anna Sviridetskaja. All rights reserved.

My images may not be reproduced or used in any form
without my written permission. (It's about art, not about icons)

  • Flickr - серый круг
  • Facebook - Grey Circle
  • Vkontakte - серый круг
  • YouTube - Grey Circle
  • Instagram - Grey Circle