top of page

Иоанн Предтеча. Ангел Пустыни


Иоанн Предтеча. Ангел Пустыни. 1560-е годы

Обычно на иконах мы привыкли видеть с крыльями ангелов. Но в иконописи существует удивительный образ Иоанна Крестителя с ангельскими крыльями.

В Евангелии Спаситель говорит о нем: Сей есть, о котором написано: вот, Я посылаю Ангела Моего пред лицем Твоим, который приготовит путь Твой пред Тобою. (Лк VII, 27). Здесь Христос цитирует пророка Малахию, соотнося его слова с личностью святого Иоанна.

И действительно, Иоанн Креститель, вёл жизнь великого подвижника-аскета. Чудесным образом спасшийся во времена избиения Вифлиемских младенцев, выросший в пустыне, он «питался диким медом и акридами», носил грубую одежду – власяницу – из верблюжьего волоса. А начав проповедовать о грядущем Мессии, призывать людей к покаянию, крестить через погружение в воду, он стал истинным Предтечей Спасителя. В том числе и в своей мученической смерти. На иконе из Махрищеского монастыря крылатый Иоанн Креститель облачен во власяницу и гиматий, оставляющие ноги обнаженными до колен. Правой рукой он благословляет, а в левой держит посох с крестом, развернутый свиток и чашу со своей усеченной главой.

Давайте рассмотрим икону внимательно, ведь в этом образе все не случайно. Гиматий, одетый поверх аскетичной власяницы, - это плащ. Такой же мы можем увидеть на иконах апостолов. Это символ странничества и проповеди. Усеченная глава пророка указывает на его мученическую смерть, которая предварила искупительную жертву Христа. Чаша, похожая на потир, в которой находится глава, подчеркивает тему жертвы. Аналогичное значение имеет и посох в руках Предтечи. Ведь мученики на иконах обычно изображаются с крестом в руке. А здесь и посох, и крест одновременно.

Свиток – неизменный атрибут пророков – содержит позднюю надпись XVIII века (сделанную, видимо, при поновлении иконы), составленную из фрагментов его евангельской проповеди: «Се видех и свидетельствовах о мне яко се есть Агнец Божий вземляй грехи мира. Покайтеся приближе бося Царство Небесное, уже секира лежит при корне древа всяко убо древо пресекается»Ин I, 29;Мф III, 2,10). Эти слова горячей проповеди Иоанна Предтечи иллюстрирует дерево с вонзенной в него секирой, изображенное внизу справа. Под деревом, не приносящим доброго плода, подразумевается человек нераскаявшийся, не принесших добрых дел. Вот такой удивительный образ: пророк и мученик, аскет и подвижник, проповедник. Святой Иоанн, Предтеча Господа Нашего Иисуса Христа, Ангел Пустыни.

Широкое распространение изображений Иоанна Крестителя в середине — второй половине XVI века объяснялось тем, что святой был небесным покровителем Ивана Грозного. Сам Махрищеский монастырь пользовался особым покровительством царя — это подтверждают монастырские описи, содержащие сведения о многочисленных царских вкладах, делавшихся в 1560–1570-х годах. С одним из этих вкладов мог быть связан и заказ рассматриваемой нами иконы Иоанна Крестителя.

Избранные посты
Недавние посты
Архив
  • Iconq
bottom of page