Художник Новоскольцев А. Н.
Сегодня мы с вами отправимся на сто с лишним лет назад, чтобы узнать немного о жизни и творчестве очень интересного художника, иконы и витражи которого помогают молиться прихожанам и украшают Кафедральный Александро-Невский Собор города Таллина. Его имя - Новоскольцев Александр Никанорович, и он один целой плеяды талантливых мастеров, работавших в конце позапрошлого века.
Стоит немного охарактеризовать эпоху, в которой жил и творил мастер с точки зрения развития церковного искусства. Мерилом художественности в XIX веке был Рафаэль. Повсюду храмы блистали барочными образами и невероятными позолоченными резными иконостасами. Красота лаконизма канонической иконы, её утонченность и неотмирность считались пережитком прошлого.
Если обратиться к истории иконописи в России и рассмотреть период от ее расцвета в XV веке до упадка в XIX, то мы увидим, как в XVII веке икону попытался облагородить и приукрасить царский изограф Симон Ушаков. Как затем, не в силах противостоять влиянию времени, под кистями мастеров она трансформировалась, приобретала излишние украшательства, чувственность... И как все это стало затмевать самое главное – образ. В итоге, к XIX веку с большим сожалением можно сказать – настоящая икона была предана забвению, покрыта темным слоем старой олифы и копоти.
Искусство реставрации стерло олифу и открыло древние образы чуть позже – в начале XX века, вызвав всеобщее потрясение от увиденной красоты. А пока, в конце XIX века, среди всеобщего упадка иконописи и расцвета академической живописи, появляется ряд художников, воспитанников Академии Художеств, стремящихся воссоздать церковное искусство. Это Васнецов, Нестеров, Врубель, Солнцев, Новоскольцев и многие другие. Им и было суждено воплотить мечты о чисто русском религиозном искусстве, в корне отличающемся от более или менее удачных попыток подражания гениям Возрождения.
Стоит ли говорить, что этим мастерам удалось задуманное? Они, конечно, не «изобрели» икону, такую, какую мы имеем счастье видеть сейчас в храмах и музеях. Да и это было бы невозможно. Но благодаря их трудам на свет появился уникальный художественный академический стиль, которому многие иконописцы подражают и сейчас.
Обратимя же к герою нашего рассказа. Новоскольцев Александр Никанорович – русский живописец, график, мастер исторического и бытового жанра. Он родился в Воронежской губернии в 1853 году. В 1870-х годах учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества, за время обучения был награждён двумя малыми серебряными медалями.
После окончания училища Новоскольцев в 1878 году поступил в натурный класс Академии художеств в Санкт-Петербурге. За ученические работы получил все существовавшие академические награды: в 1879 году – две большие и одну малую серебряные медали, в 1880 году – малую золотую медаль за программу «Иаков узнает одежду сына своего Иосифа, проданного братьями в Египет». В 1881 году за картину «Святой Сергий благословляет Дмитрия Донского и отпускает с ним двух иноков» был удостоен большой золотой медали, выпущен из Академии со званием классного художника первой степени и правом пенсионерской поездки за границу.
В 1882 году в качестве пенсионера Императорской Академии художеств Новоскольцев отправился в Европу. Там он побывал в Берлине, Дрездене, Вене, Мюнхене, где изучал музейные коллекции. Путешествовал по Италии, большую часть времени проживал в Париже. В 1887 году Александр Никанорович возвратился в Петербург.
В 1887–1889 годах художник вел рисование в классе гипсовых голов в Императорской Академии художеств, преподавал в Училище технического рисования барона Александра Людвиговича Штиглица.
В 1889 году Александр Никанорович Новоскольцев был удостоен звания академика за картину «Последние минуты митрополита Филиппа».
Также художник создавал образа для церковных иконостасов, в частности для Александро-Невского собора в Таллине. Так, иконы для иконостаса и четырех киотов были написаны на цинковых и медных досках в его санкт-петербургской мастерской.
По старинной традиции, все новые храмы, освящавшиеся именем Небесного покровителя кого-либо из Российских императоров, получали икону в подарок от Царствующего дома. В собор Александра Невского была пожертвована выполненная в мастерской А. Н. Новоскольцева на медной доске икона с изображением собора одиннадцати святых: святого Николая Чудотворца, благоверного князя Александра Невского, великомученика Георгия Победоносца, святой равноапостольной Марии Магдалины, святой равноапостольной княгини Ольги, мученицы царицы Александры, святого князя Михаила и святых, память которых празднуется 17 октября — пророка Осии, преподобномученика Андрея Критского и мучеников бессребреников Космы и Дамиана. Выбор иконы не случаен, так как именно 17 октября 1888 года в железнодорожном крушении царского поезда у станции Борки чудесным образом не пострадали император Александр III и его семья.
Также по эскизам Александра Никаноровича в окнах алтарной апсиды установили витражи с изображениями Спасителя, Божией Матери и Иоанна Предтечи.
Помимо этого, художник трудился для церкви Святого Александра Невского при училищном совете Синода, Троицкой церкви при Дирекции императорских театров в Петербурге. Выполнял эскизы мозаик для знаменитого храма Воскресения Христова (Спаса-на-Крови) в Петербурге.
Картины Новоскольцева находятся в Государственном Русском музее, в Пушкинском Доме, в художественных музеях Нижнего Новгорода, Одессы, Тамбова, Твери, в Воронежском областном художественном музее имени И.Н. Крамского.
Кроме выше перечисленных картин он написал: «На скамье подсудимых» (1879), «На исповеди» (1888), «Портрет И.И. Ясинского» (1910), «Кончина патриарха Гермогена» (1914), «Бабушка и внучка, «Юные грезы», «Опричники в доме опального боярина», «Иван Грозный», «Разрешите представиться» и другие. В 1916 году в Петрограде была открыта его выставка.
Скончался художник во времена гражданской войны в 1919 году, оставив после себя наследие, пережившее войны и потрясения минувшего века и дошедшие до нас.