Икона Крещения Господня

Кирилло-Белозерская обитель, основанная в конце XIV столетия Преподобным Кириллом, учеником Сергия Радонежского, была настоящим духовным центром древнерусской культуры. Сюда стекались лучшие умы своего времени – книжники, богословы, люди искусства. Строительство Успенского собора Кирилло-Белозерского монастыря завершилось в 1497 году. Вероятно, тогда же был возведен иконостас. Этот грандиозный живописный ансамбль включал несколько рядов изображений — местный, деисусный, праздничный и пророческий, стоявших на расписных деревянных брусьях-тяблах. Большинство икон (около 60) сохранилось. Имена иконописцев точно не известны. Одно время специалисты считали, что некоторые иконы для иконостаса написаны прп. Андреем Рублевым. Однако полагают, что иконописцев было трое, и в представленных иконах явно различим почерк каждого из них. Богоявление – один из древнейших праздников христианского календаря, первоначально составлявший вместе с Рождеством Христовым единое торжество, чествовавшее Воплощение Слова и начало Его земного Домостроительства. Образы Богоявления, появившиеся уже в первые века христианства, запечатлевали не только Крещение Спасителя во Иордане от Иоанна Предтечи, но, прежде всего, явление миру воплотившегося Сына Божия как Одного из Лиц Святой Троицы, о Котором свидетельствуют Отец и Святой Дух, сошедший на Христа в виде голубя. Это подчеркивается в песнопениях праздника: «Во Иордане крещающуся Тебе, Господи, Троическое явися поклонение…» В иконе Крещения есть также элементы, заимствованные не из повествования святых евангелистов. Так, здесь мы можем увидеть персонификации реки Иордан( в виде седовласого старца) и моря (в виде уплывающей женщины). Эти изображения основывались на тексте псалма: «Море виде и побеже, Иордан возвратися вспять…» (Пс. 113, 3). Кроме того, Евангелие не сообщает нам о присутствии при Господнем Крещении ангелов, хотя их фигуры начиная с 6-7 веков всегда изображаются стоящими на противоположном от св. Иоанна Предтечи берегу Иордана, обычно занимая правую часть композиции. Наиболее часто изображались три ангела, склонившиеся ко Христу и, подобно восприемникам от купели, держащие покровы на руках. Над стоящим в воде Спасителем с древнейших времен изображался сегмент неба, из которого ко Христу нисходят голубь – символ Святого Духа. Сейчас эта икона находится в Кирилло-Белозерском музее-заповеднике.

Избранные посты
Недавние посты
Архив
Группа об иконографии в соцсетях
  • Iconq

© 2017 Anna Sviridetskaja. All rights reserved.

My images may not be reproduced or used in any form
without my written permission. (It's about art, not about icons)

  • Flickr - серый круг
  • Facebook - Grey Circle
  • Vkontakte - серый круг
  • YouTube - Grey Circle
  • Instagram - Grey Circle