Икона "Святое семейство"
Многие из нас стремятся к семейному счастью, и это прекрасно. Молясь Господу о благополучии семьи или её создании, верующим хочется иметь перед глазами образ любящих друг друга святых супругов.
Это место занял образ сомнительной иконографии, именуемой «Святое семейство», заполонивший церковные лавки и иногда даже храмы.
Если мы ее рассмотрим, то увидим праведного Иосифа Обручника в виде мужчины средних лет, буквально обнимающего одной рукой за плечи Пресвятую Богородицу. Они склонились друг ко другу головами, а между ними находится Младенец Христос. Согласитесь, больше похоже на семейное фото любящих друг друга супругов. Различные сайты спешат заявить, что это «очень редкий образ», «теплый и близкий каждому».
Чтобы проанализировать правомерность такого изображения, обратимся к его истории. Подобная иконография ведет свое происхождение еще от картин эпохи Возрождения.
Получивший тогда большое распространение в католичестве сюжет с Девой Марией, Младенцем Христом и Иосифом под названием «Святое Семейство», зачастую показывал бытовые житейские сцены в их различных вариациях и в обстановке, характерной для эпохи, в которой жил художник.
Но надо отдать должное, Иосиф на этих картинах изображен седовласым и в достаточно почтительных позах. Зачастую на картине присутствуют святой Иоанн Креститель во младенческом возрасте и его мать, праведная Елисавета.
В начале XVIII столетия список с этого сюжета был привезен из Италии в Россию, помещен в церкви и в итоге получил именование иконы «Трех Радостей» по количеству чудесных событий, произошедших с одной женщиной усердно молившейся перед образом. Однако, икона «Трех Радостей» выглядит вполне достойно и правильно. В центре изображается Пресвятая Дева с Младенцем Христом, а слева и справа от нее – фигуры предстоящих в молитве святых Иосифа и Иоанна Крестителя.
Но не так все безобидно с иконой «Святое семейство», с описания которой мы начали статью. Главным образом смущает фигура святого Иосифа Обручника и его поза относительно Пресвятой Богородицы. Иосиф Обручник не был земным мужем Пресвятой Девы Марии и не был биологическим отцом Иисуса Христа. А на этой иконе через ее чувственность мы видим противоположное.
Создавая образ «идеальной семьи», икона противоречит сразу двум важным догматам: Боговоплощения и Приснодевства Пресвятой Богородицы, о которых говорит Евангелие (Мф 1.18-25), (Лк 1. 34-35), которые закреплены Вселенскими Соборами, и о которых много пишут святые отцы и апологеты Церкви.
« Если кто называет святую преславную Приснодеву Марию Богородицею в несобственном, а не в истинном смысле, или по перенесению, как будто родился простой человек, но не Бог Слово воплотился и родился от нее, и рождение человека, по его словам, переносится на Бога Слово, как соприсутствовавшего рождавшемуся человеку, и клевещет на святой халкидонский собор, будто он называл Деву Богородицею по этому нечестивому, выдуманному Феодором, разумению; или если кто называет ее человекородицею, или христородицею, как будто бы Христос не был Богом; а не исповедует, что она есть Богородица действительно и поистине, потому что Бог Слово, рожденный от Отца прежде веков, в последние дни воплотился от нее, и что так именно и святой халкидонский собор благочестиво исповедал ее Богородицею: тот да будет анафема.»
(Деяния V. Вселенского Собора 553. г)
«Рождение плоти есть обнаружение человеческого естества; а что Дева рождает, это есть знамение божественной силы.» (Деяния IV Вселенского собора (Халкидонского) 451 г.)
Что касается внешности Иосифа Обручника, то иконописная традиция руководствуется преданием и, конечно же, иконографическими памятниками.
Так например, святитель Епифаний Кипрский (~315–403 гг.) первым среди отцов Церкви говорит об Иосифе Обручнике как о 80-летнем старце.
Важным источником иконографии является Протоевангелие Иакова (около III в). Оно относится к апокрифам, чтение которых допускается Церковью, хоть и не входит в сборник канонических книг. Это раннехристианский апокриф о жизни Пресвятой Богородицы и Рождестве Спасителя, из которого почерпнуты многие иконографические подробности изображений, составлены гимнографии ряда праздников, и который является важным свидетельством почитания Богородицы в ранней Церкви, а также учения о Ее приснодевстве. Ученые говорят об апологетических целях составления этого апокрифа, желанием автора прославить Пресвятую Богородицу. Начиная с IV в. Протоевангелие Иакова стало использоваться и для защиты церковного учения. А с V века используется иконописцами.
Так, согласно Протоевангелию Иакова, Иосиф был уже почтенным старцем на момент обручения с Марией и являлся охранителем Её девства, то есть никак не мог быть мужчиной средних лет, как его часто изображают, кстати, не только на рассматриваемой нами иконе, но и в фильмах, и в композициях многих вертепов.
Как мы видим, изображение Иосифа Обручника как благоговейного созерцателя Божественной Тайны, а не как земного супруга, обнимающего свою жену, единственно правильное.
Так какой же иконой можно заменить «Святое семейство»?
Есть множество других примеров святых супругов, к иконным образам которых можно прибегать с молитвой: святые преподобные Кирилл и Мария Радонежские – родители святого преподобного Сергия Радонежского, святые мученики Адриан и Наталия, святые благоверные князья Петр и Феврония, святые праведные Иоаким и Анна.
И конечно же можно и нужно просить помощи у Господа Нашего Иисуса Христа и Пресвятой Богородицы. Но при этом быть очень внимательными при выборе икон и избегать сомнительной иконографии. Статья написана в газету "Православный Собеседник", Таллинн, Эстония, 2021 г.
Comments